Треклист:
1. Speak To Me / Breathe (3:57)
2. On The Run (3:32)
3. Time (7:05)
4. The Great Gig In The Sky (4:47)
5. Money (6:24)
6. Us And Them (7:49)
7. Any Colour You Like (3:26)
8. Brain Damage (3:50)
9. Eclipse (2:07)
О издании:
Toshiba/EMI CP35-3017 (black triangle) - "святой грааль", как его прозвали на форуме Стива Хоффмана. Диск очень редкий и являющийся одной из лучших версий сего альбома. На диске был грамотно убран pre-emphasis - специальные предыскажения, которые раньше добавляли на диск.
О альбоме:
Этот альбом, работа над которым фактически велась со времени выхода A Saucerful Of Secrets, является наиболее завершенным в концептуальном плане произведением группы. Здесь достигнуто превосходное равновесие между поэтическим талантом Уотерса и музыкальным гением Гилмора. После выхода этого альбома ни творчество PINK FLOYD, ни прогрессивный рок в целом уже не могли остаться такими, как были.
В основе концепции альбома лежит утверждение, что современная жизнь является путем к безумию, и индивид должен вести суровую борьбу за сохранение рассудка. Это оказалось настолько созвучным мыслям и опасениям миллионов людей, что альбом продолжают активно покупать и спустя четверть века с момента его появления.
Первый тираж альбома вышел под названием The Dark Side Of The Moon, однако в дальнейшем определенный артикль был опущен.
Speak To Me (N. Mason) является своего рода увертюрой, включающей в себя фрагменты основных музыкальных тем и звуковых эффектов альбома. Слышные на заднем плане голоса представляют собой ответы на вопросник, составленный группой, основными темами которого являлись смерть, насилие и безумие. Среди интервьюируемых были самые разные люди, находившиеся в студии, включая Пола и Линду Маккартни. В качестве названия композиции были выбраны слова, с которыми звукоинженер Алан Парсонс обращался к опрашиваемым, чтобы настроить уровень записи.
Breathe отражает разочарование Уотерса бесконечной погоней за успехом. Он находил все более трудным сочетать социалистические убеждения с жизнью преуспевающей рок-звезды. Многие из идей, нашедших отражение в песне, пришли ему в голову во время совместной с Роном Гизином работы над саундтрэком к фильму Тони Гарнета «The Body», первые слова которого стали первой строчкой песни.
On The Run (D. Gilmour — R. Waters) первоначально называлась «The Travel Sequence» и была задумана Уотерсом как отражение паранойяльного страха перед смертью, конкретнее, перед полетами на самолетах, который был присущ всем членам группы. К концу 1972 года в распоряжении группы оказалось последнее достижение музыкальной технологии, Synthi-A, снабженный секвенсором, позволявшим программировать последовательность звуков, что позволяло создавать живые музыкальные картины. В начале композиции можно услышать, как задыхающийся пассажир торопится успеть на самолет, затем доносится звук взлетающего самолета (гитара Гилмора с искажениями) и, наконец, грохот падения.
Голос, произносящий «сегодня жив, умру завтра, такой вот я», и обкуренный хохот принадлежат технику группы Роджеру-Шляпе и явились его ответом на вопрос: «Боитесь ли вы смерти?» Звук шагов и тяжелого дыхания принадлежат помощнику инженера Питеру Джеймсу, который бегал по студии в тяжелых башмаках, пока в изнеможении не свалился на пол.
В основе Time лежит озабоченность Уотерса тем, что мы тратим большую часть нашего времени на привычные дела, даже не пытаясь понять, зачем все это нам нужно, и мы оказываемся на грани безумия, когда неожиданно понимаем, что жизнь прожита впустую.
Эти идеи находят свое музыкальное отражение в приглушенном, колеблющемся звуке бас-гитары, напоминающем тиканье часов, и некотором опережении ритма барабанами Мейсона, словно пытающимися за чем-то угнаться. Что касается какафонии часов в начале вещи, то она была записана звукоинженером группы Аланом Парсонсом в квадрофонической технике и впоследствии стала одним из ошеломляющих эффектов концертных выступлений группы.
The Great Gig In The Sky (R. Wright) первоначально представляла собой фортепианную пьесу, написанную для шоу «Eclipse», которую сопровождало чтение Экклезиаста, чтобы продемонстрировать, как религия может породить безумие. Впоследствии от этого решено было отказаться из страха перед наказанием. Композиция была переориентирована на тему страха Райта перед смертью в авиакатастрофе.
Прослушав композицию после наложения мощного баса, ударных, гитары и органа Хэммонда, Уотерс решил, что во всем этом не хватает стонущего голоса, чтобы выразить боль и экстаз жизни и смерти. Идея пригласить сессионную певицу Клейр Торри принадлежала Алану Парсонсу, который уже работал с ней ранее. «Мы были поражены, — вспоминал Гилмор. — Это было совсем не похоже на PINK FLOYD, напоминало скорее джаз, но от этого захватывало дыхание».
Money — еще один пример неприятия социалистом Уотерсом реалий мира бизнеса. Для него являлось постоянным источником раздражения то, что люди, в особенности американцы, считали, что он пользуется всеми благами, предоставляемыми большими деньгами.
Us And Them называлась первоначально «The Violent Sequence» и должна была сопровождать в фильме «Zabriskie Point» сцену разгона полицией студентов в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Однако песня была отвергнута Антониони как «слишком грустная». Темой песни является извечный конфликт между богатством и бедностью, особенно обострившийся в Лондоне начала 70-х, «Черный и голубой» — имеется в виду противостояние чернокожих и полиции.
Any Colour You Like (D. Gilmour — N. Mason — R.Wright) представляет собой сознательную уступку музыкантов своему прошлому. Прекрасно понимая, что новый альбом является наиболее структурированным, песенно-ориентированным из всего до этого ими созданного, музыканты решили хотя бы одну композицию выдержать в духе старого доброго джема. Ее названием группа обязана своему дорожному менеджеру Крису Адамсу. Фраза: «Ты можешь получить это любого цвета, какого хочешь», была его обычным ответом, когда его просили сделать что-либо трудновыполнимое или нежелательное. В основу этого выражения легла знаменитая в 20-е годы реклама «форда», который можно было приобрести «любого цвета, если этот цвет — черный».
Brain Damage первоначально называлась «The Dark Side Of The Moon» и должна была являться завершением сюиты «Eclipse». Написанная в период записи Meddle, она содержит в себе отчетливый намек на Сида Баррета. События, связанные с бывшим лидером группы, вновь вышли на сцену в этот период в связи с решением фирмы EMI выпустить альбом неизданных ранних вещей группы. Музыкантам пришлось, оторвавшись на некоторое время от записи альбома, прослушать весь ранний материал.
Хотя толчком к созданию песни и послужила судьба Сида, Уотерсу хотелось придать ей более общий смысл. «Можно было бы легко сказать, что в основу этой песни легло то, что случилось с Сидом, — объяснял он, — однако, мне кажется, что она скорее о подлинной жизни человека, скрытой за внешним бытием, которое видят остальные. Другими словами, сумасшедший — это мы сами, то, что мы пытаемся удержать внутри. Огромное большинство из нас оставляет попытку войти в контакт с ребенком внутри нас, поскольку взрослый одерживает верх и берет бразды правления в свои руки, а мы слушаемся его указаний».
Eclipse первоначально было названием сюиты, объединяющей песни альбома вокруг образа луны, затмевающей свет солнца. Через весь альбом проходят образы добра и зла, успеха и неудачи, психического здоровья и безумия, находящие свое отражение в противоположности солнца и луны. «Здесь нет никакой загадки, — объяснял Уотерс. Имеется в виду, что нам доступно все хорошее в жизни, однако влияние темных сил нашей природы мешает нам насладиться этим».
В конце песни можно услышать, как уборщик студии на Эбби-роуд Джерри Дрискол произносит: «На самом деле, у луны нет темной стороны. В сущности, она вся темная».
Пы.СЫ.: Архив содержит отчет программы EAC (Exact Audio Copy) о снятии копии, сами музыкальные файлы (*.ape + *.cue) сжатые программой Monkey's Audio, а также сканы обложек и диска!