Ефремов И.А. – легендарная фигура русской фантастики 2 пол. ХХ века. Энциклопедист, самоучка, путешественник, он в 19 лет совершил свое первое открытие, одновременно с дипломами об окончании ЛГУ (биофак) и Горного института получил диплом кандидата наук, в 30 лет стал доктором наук. Один из ведущих палеонтологов страны (заведовал кафедрой низших позвоночных в музее палеонтологии), основоположник тафономии (научного направления в геологии), он рано понял, что все в мире подчинено определенным законам эволюции, знание которых необходимо человеку для правильного понимания своего места в мире.
В литературу он пришел неожиданно, главным образом из-за беспокойства по поводу сильного «крена» общественной мысли в сторону науки и техники, в ущерб человеку, его душе и чувствам. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия. Первые рассказы его были опубликованы в послевоенные годы, но славу самого конструктивного мыслителя в мире и родоначальника советской научно-социальной фантастики он приобрел после выхода в свет «Туманности Андромеды» (1957) и «Часа Быка»(1970).
Оба романа, подчеркнуто обращенные к молодежной читательской аудитории, представляют собой образное воплощение антропоморфической гипотезы автора, считавшего что любые формы жизни на определенном этапе развития должны стать человекообразными. Достигнувшие космического уровня цивилизации объединяются в Великое Кольцо Миров. Законы эволюции универсальны для всей Вселенной – и главный среди них – борьба с ИНФЕРНО. Судьба цевилизации зависит от того, как решается ею частная судьба человека – ведь «человек – та же вселенная, глубокая, неисчерпаемая». Свой оптимизм автор черпает в утверждении колоссальных возможностей человека, а не в надеждах на неких «высших существ» из Космоса.
Одна из лучших русских утопий нового времени – «Туманность Андромеды» создавалась под влиянием писательского кредо – «либо будет всепланетное коммунистическое общество, либо не будет никакого, а будет песок и пыль на мертвой планете». Сочетание строгой научности взгляда с художественным воображением породило жизнеутверждающий пафос и «изящный, холодный стиль» (по определению А.Н.Толстого). «Отстраненность» взгляда героев романа на окружающую действительность, так же как «холодноватость» авторского видения объяснялись установкой писателя на воссоздание взгляда человека будущего на его настоящее, а не человека сегодняшнего дня на его будущее – «их горе – не наше горе, их радости – не наши радости. Следовательно, они могут в чем-то показаться непонятными, странными, даже неестественными…».
По мнению автора главным двигателем прогресса оказывается не совершенство техники, а эволюция человека (причем, это общий для космоса закон), именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены нуждам его развития.
Потрясением для читателей 70-х гг. стала публикация (даже в искаженном цензурой варианте) романа И.А.Ефремова «Час Быка». Этот роман появился через 10 лет после «Туманности Андромеды» и представлял собой своеобразную антиутопию-предупреждение о реальной опасности «другого пути» цивилизации из дня сегодняшнего в день завтрашний. На сей раз «посткоммунистическая» Земля – лишь альтернативный фон для рассказа о жуткой судьбе планеты Торманс. Торманс – планета эволюционного тупика, в который зашла цевилизация, нарушившая основной закон эволюции – параллельность и взаимозависимость научно-технического и нравственного прогресса. Пойдя путем технического прогресса, правители планеты вскоре утратили контроль над социальной, этической, экологической ситуацией. Обесчеловеченный разум стал рождать чудовищ – так возник мир ИНФЕРНО (непрерывного и бесконечного, безысходного страдания). Итоговая мысль романа в том, что падение цивилизации определяется в первую очередь ее моральным износом, эмоциональным и духовным оскудением, оказалась слишком «опасной» для своего времени : через 5 дней после смерти Ефремова в его квартире состоялся тринадцатичасовый обыск на предмет «вредной идеологической литературы», забрали все черновики, даже предсмертные письма жене, на 18 лет имя Ефремова было забыто, а «опальный» роман был запрещен к изданию.
Несколько особняком в творчестве Ефремова стоят романы «Лезвие бритвы» (1963) – посвященный загадкам человеческой психики и законам, двигающим развитием человеческой личности – и «Таис Афинская» (1973) – написанный во имя бессмертного искусства и его вдохновительницы-женщины. Оба произведения являются своеобразным сводом философских, социальных, эстетических взглядов автора, представленных в увлекательной приключенческой форме; в центре внимания автора в обоих случаях – ноосфера человеческого сознания и образ цельного гармоничного человека.
Содержание сборника:Лезвие бритвы.
History:На краю Ойкумены.
Таис Афинская.
Rasskazyi:01 - Предисловие к рассказам.
02 - Встреча над Тускаророй.
03 - Эллинский секрет.
04 - Озеро горных духов.
05 - Путями старых горняков.
06 - Олгой-Хорхой.
07 - 'Катти Сарк'.
08 - Голец подлунный.
09 - Белый рог.
10 - Тень минувшего.
11 - Алмазная труба.
12 - Обсерватория Нур-и-Дешт.
13 - Бухта радужных струй.
14 - Последний марсель.
15 - Атолл Факаофо.
16 - Адское пламя.
17 - Юрта Ворона.
18 - Афанеор, дочь Ахархеллена.
Velikoe_Koltso:1 - Туманность Андромеды.
2 - Сердце змеи.
3 - Час быка.
4 - Пять картин.
Формат: FB2 (RAR + 5%)
Размер: 4,39 Мб
Качество: хорошее
Скачать:[url=http://depositfiles.com/files/yb2abtq32]Скачать с Depositfiles
[url=http://letitbit.net/download/5b607e125378/Efremov.rar.html]Скачать с Letitbit
[url=http://free-share.ru/191088/59721/Efremov.rar]Скачать с Free-Share