|
1. Введение административной ответственности за спам-звонки и недобросовестную рекламу микрофинансовых организаций Федеральным законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ внесены изменения в отдельные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В частности, статья 14.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства о рекламе, дополнена частью 4.1, устанавливающей ответственность за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи. За совершение указанного правонарушения граждане могут быть подвергнуты административному штрафу в размере от 10 до 20 тыс. рублей, должностные лица - от 20 до 100 тыс. рублей, юридические лица - от 300 тыс. до 1 млн. рублей. Кроме того, усилена ответственность за распространение кредитной организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее. Так, с апреля 2024 года ответственность за данное правонарушение на должностных лиц устанавливается в виде штрафа в размере от 40до 100 тыс. рублей, на юридических лиц - от 600 тыс. до 1,6 млн. рублей.
Новые требования действуют с 17 апреля 2024 года. 2. Усиление административной ответственности за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ст. 9.23 КоАП РФ). Федеральным законом от 06.04.2024 № 77-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» административная ответственность за совершение правонарушений в данной сфере усилена. Так, за нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо невыполнение работ (неоказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, включенных в перечень, предусмотренный правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может быть наложен административный штраф: на граждан – от 5 до 10 тыс. рублей (ранее размер штрафа был установлен от 1 до 2 тыс. рублей), на должностных лиц – от 25 до 100 тыс. рублей (ранее от 5 до 20 тыс. рублей), на юридические лица – от 200 до 500 тыс. рублей (ранее от 40 до 100 тыс. рублей). Также усилена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования или договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным. Например, в случае если от заключения соответствующего договора уклоняется гражданин, на него может быть наложен штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей (ранее от 1 до 2 тыс. рублей), если от совершения указанных действий уклоняется юридическое лицо, оно может быть подвергнуто штрафу в размере от 200 до 500 тыс. рублей (ранее от 40 до 100 тыс. рублей). Аналогичные размеры штрафа установлены законодателем за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке. Новые требования действуют с 17 апреля 2024 года. 3. Ужесточение требований к порядку сдачи жилых помещений в многоквартирных домах внаем или аренду Федеральным законом от 23.03.2024 № 55-ФЗ внесены изменения в статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми ужесточен порядок сдачи собственником принадлежащего ему жилья гражданину или юридическому лицу. Согласно внесенным поправкам, собственник жилого помещения вправе сдать его гражданам по договору найма (в том числе краткосрочного найма) или по договору безвозмездного пользования, а юридическим лицам – по договору аренды, при условии, что будет обеспечено соблюдение прав и законных интересов соседей, правил пользования жилыми помещениями, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Вводятся требования об оснащенности жилья приборами учета используемых энергоресурсов, о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом предусмотрено, что если предоставление жилого помещения нарушает жилищные права соседей, то последние вправе обратиться за защитой своих прав в суд. Новые требования действуют с 3 апреля 2024 года. 4. Повысились размеры социальных выплат, пособий и компенсаций, а также размеры выплат по травматизму и профзаболеваниям С 1 февраля размеры социальных выплат, пособий и компенсаций будут проиндексированы на 7,4%. Это касается отдельных пособий для семей с детьми. Например, единовременное пособие при рождении или усыновлении ребенка увеличится до 24 604,3 рублей, а пособие по беременности и родам женщине, уволенной из-за ликвидации предприятия, составит 922,65 рубля. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим родителям после индексации будет варьироваться от 9 227,24 до 18 454,48 рублей. Повысятся и некоторые выплаты инвалидам, ветеранам, Героям СССР и РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Соцтруда и Труда РФ, полным кавалерам ордена Трудовой Славы, гражданам, подвергшимся воздействию радиации. Индексация будет проведена с учетом уровня инфляции в прошлом году, она пройдет в беззаявительном порядке. Индексация с 1 февраля коснется максимальных размеров единовременной и ежемесячных выплат по травматизму или профзаболеваниям. Так, сумма единовременной выплаты увеличится с 131 731,99 рубля до 141 480,16 рублей, а ежемесячных – с 101 288,68 рублей до 108 784,04 рублей. Также возрастет размер ежемесячного пособия по травматизму или профзаболеваниям – с начала месяца он составит 435 136,16 рублей вместо 405 154,72 рублей. 5. «Установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет» Федеральным законом от 14.02.2024 № 12-ФЗ внесены изменения в ст.261 Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), в соответствии с которыми установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет. Ранее такие гарантии были предусмотрены для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и других лиц, воспитывающих таких детей без матери. В настоящее время расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или ребенка в возрасте до шестнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более детей в возрасте до четырнадцати лет, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях. 6. Уточнены правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» Постановлением Правительства РФ от 16.03.2024 №316 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан». Так, внесенными изменениями уточнены сроки проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, оформления акта об обследовании его условий жизни, направления указанного акта гражданину, а также срок принятия органом опеки и попечительства решения о назначении или об отказе в назначении опекуна. Кроме этого, в новой редакции изложены форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом и форма отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом. 7. Ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации Развитие технологий в современном мире обуславливает их проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели. Возросло количество преступлений в сфере компьютерной информации или так называемые киберпреступления, которые на практике нередко используются в качестве инструментария завладения чужим имуществом. В соответствии с ч.1 ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации – является уголовно-наказуемым деянием, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления. Компьютерная информация (один из видов информации) определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети. Под неправомерным доступом к охраняемой законом компьютерной информации понимается получение возможности ознакомиться и (или) воспользоваться компьютерной информацией, путем проникновения в компьютерную систему с использованием специальных технических или программных средств или посредством социальной инженерии, фишинга, брутфорса и т.п. Неправомерным признается доступ к компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией либо компьютерной системой, в отношении которых приняты специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ. Состав преступления, предусмотренный ч.1 ст. 272 УК РФ, носит материальный характер и предполагает обязательное наступление одного или нескольких указанных в законе последствий: уничтожение информации - приведение ее полностью либо в существенной части в непригодное для использования по назначению состояние; блокирование информации - создание условий ее недоступности, невозможности ее надлежащего использования (например, изменение злоумышленником идентификационной пары (логин и пароль), используемой собственником страницы в социальных сетях); модификация (переработка) информации - любые изменения компьютерной информации, в том числе внесение изменений в программы, базы данных, текстовую информацию, находящуюся на материальном носителе; копирование информации - неправомерный перенос информации на другой материальный носитель. 8. «Об ответственности номинальных владельцев банковских счетов, используемых при дистанционном хищении денежных средств граждан» В 2023 году дистанционным способом совершено более трети всех преступлений, большая часть из которых связана с посягательством на денежные средства граждан. До 1,7 млрд руб. возрос ущерб от «дистанционных» хищений, лишь более 1% от похищенной суммы возвращены владельцам. Для вывода и обналичивания похищенных денежных средств мошенники используют банковские инструменты, в том числе счета (карты, логины, пароли), открытые на других лиц, а «продажа» банковских карт и их приобретение становится прибыльным «бизнесом». Использование разных форм электронных платежей позволяет мошенникам в течение непродолжительного времени фактически завладеть похищенными денежными средствами, поэтому выявление и пресечение фактов неправомерного оборота электронных средств платежа и электронных носителей информации является эффективным средством противодействия IT-хищениям. Статьей 187 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за изготовление, приобретение, хранение, транспортировка в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных статьей 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств. Сформирована судебная практика привлечения к уголовной ответственности номинальных руководителей юридических лиц за неправомерный оборот средств платежей, используемых в незаконной финансовой деятельности. Однако судебно-следственная практика привлечения к ответственности номинальных владельцев банковских счетов физических лиц за сбыт электронных средств и электронных носителей информации, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств (при установлении таких фактов в ходе расследования уголовных дел о «дистанционных» мошенничествах), находится в стадии формирования. В соответствии п. 19 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе», система дистанционного банковского обслуживания, средства доступа к ней (персональные логин и пароль), пластиковая карта являются электронными средствами платежа, представляющими собой средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Таким образом, банковская карта, как электронное средство платежа, является предметом ст. 187 УК РФ. Правомерность же получения электронных средств и электронных носителей информации в организациях, осуществляющих банковскую деятельность, на наличие состава преступления не влияет при условии доказанности умысла на совершение этих действий и осознания лицом предназначения электронных средств, электронных носителей информации как платежных (прием, выдача, перевод денежных средств), а также возможности их использования в неправомерном качестве, что подтверждается осведомленностью обвиняемого о недопустимости передачи третьим лицам персональных данных, электронных средств, электронных носителей информации и одноразовых паролей в соответствии с правилами банка. |
|