|
Конституционный Суд Российской Федерации 05.03.2024 вынес постановление № 9-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность декларанта либо таможенного представителя за указание в таможенной декларации недостоверных сведений. В ходе таможенного досмотра товаров ООО «Газпромнефть – Смазочные материалы» (при импорте картриджей) и ООО «ВИРЕМ РУС» (при импорте обуви) была выявлена недостоверность заявленных в таможенных декларациях сведений о некоторых из них. В обоих случаях вес брутто (вместе с тарой) одного товара из партии оказался выше заявленного в декларации. Последствием выявления неточности веса является пропорциональное перераспределение между товарами общих для всей партии транспортных расходов. Таможенная стоимость одного товара возрастает, а другого – уменьшается. В рассматриваемом случае общая таможенная стоимость товаров, отраженная в декларациях, не увеличилась, недоплата таможенных платежей не возникла. Вместе с тем указанные общества на основании ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) были привлечены к административной ответственности и оштрафованы на сумму менее 1 тыс. рублей. Поскольку сам факт привлечения к административной ответственности осложняет прохождение таможенных процедур при последующих поставках, организации оспорили соответствие Конституции Российской Федерации положений ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. В жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации «Газпромнефть – Смазочные материалы» и «ВИРЕМ РУС» просили признать ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, она позволяет привлекать лицо к административной ответственности за заявление при таможенном декларировании недостоверных сведений, когда такие сведения не послужили и не могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Конституционный Суд Российской Федерации указал на недопустимость трансформации состава административного правонарушения. Изучив жалобу, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что федеральный законодатель, осуществляя регулирование административной ответственности за нарушение таможенных правил, обязан исходить не только из публичных интересов, связанных с экономической безопасностью государства, но и из частных интересов физических и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности, а также из отражающих условия достижения баланса этих интересов требований ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Суд пояснил, что оспариваемая норма предусматривает административную ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Соответственно, для констатации наличия этого состава правонарушения в действиях лица необходимо установить как факт заявления им недостоверных сведений в таможенной декларации, так и то, что они послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. |
|