|
Компетентные органы иностранных государств в соответствии с положениями международных договоров исполняют российские запросы об оказании правовой помощи в соответствии со своим законодательством. По просьбе правоохранительной организации, от которой исходит поручение, иностранное государство может применять процессуальные нормы запрашивающей стороны, если они не противоречат его внутреннему законодательству согласно ч. 1 ст. 8 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 (далее – Минской конвенции) и части 1 статьи 3 Европейской конвенции 1959 года (далее – Европейская конвенции). В выполнении запроса может быть отказано полностью или частично. Согласно статье 19 Минской конвенции в просьбе об оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны. В статье 2 Европейской конвенции основания отказа в правовой помощи сформулированы шире. Отказ может иметь место: 1) если запрос касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим преступлением, преступлением, связанным с политическим, или фискальным преступлением; 2) если запрашиваемая Сторона считает, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам этой страны. Вместе с тем, согласно положениям ст. 1 Дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.03.1978, договаривающиеся Стороны не пользуются правом, предусмотренным в статье 2 (а) Конвенции, отказывать в помощи только на том основании, что просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает финансовым преступлением. Кроме этого, в основание невыполнения запроса может быть положена неполнота представленных материалов. Согласно статье 455 Уголовно-процессуального кодекса РФ доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения ими поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, пользуются такой же юридической силой, как если бы они были получены на территории Российской Федерации в полном соответствии с требованиями УПК РФ. Сроки исполнения российских запросов об оказании правовой помощи иностранными компетентными органами не закреплены международными договорами. Контроль за ходом исполнения российских запросов посредством направления в центральные органы иностранных государств ходатайств с просьбой об ускорении исполнения запросов осуществляет Генеральная прокуратура Российской Федерации. |
|