|
Состоялся круглый стол «Электронный документооборот в России: цели, проблемы, задачи» организованный Союзом ИТ-директоров России совместно с Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация защиты информации» (МОО АЗИ), при поддержке Института современного развития. В работе круглого стола приняли участие руководители и специалисты Аппаратов Совета Безопасности РФ, Комитета Государственной Думы по безопасности, Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, ФСБ России, представители ряда общественных организаций, таких как ЕВРААС, НАИРИТ, НАУЭТ, а также ведущие эксперты отрасли и представители коммерческих организаций.
На «круглом столе» с докладом на тему «Что нужно и не нужно регулировать законодательными и нормативными актами в области управления документами и архивного дела» выступила Наталия Храмцовская, ведущий эксперт компании «Электронные Офисные Системы» по управлению документаций. Это выступление было посвящено ряду проблем, которые необходимо решать одновременно с принятием нового закона об электронной подписи. При этом основное внимание было уделено вопросам организации хранения электронных документов. При этом Наталия Храмцовская предложила ряд мер, среди которых можно выделить следующие:
• Обязать Банк России, налоговую службу и, возможно, ряд других ведомств создать постоянную рабочую группу для разработки и поддержания в актуальном состоянии единых правил хранения организациями бухгалтерских, налоговых и др. документов в электронном виде – чтобы коммерческие организации не оказались вынужденными поддерживать десяток разных технологий. • В области архивного дела следует регламентировать некоторые аспекты приема и хранения электронных документов в ведомственных и государственных архивах. Следует предусмотреть возможность так называемого «снятия» ЭЦП: в момент передачи на архивное хранение, проверяются электронные подписи под документом и создается документ, подтверждающий успешность проверки. В дальнейшем, хотя первоначальный электронный объект и его ЭЦП сохраняются, перепроверка ЭЦП не производится. Архив (как и при хранении на бумаге) обеспечивает целостность и аутентичность документов своими средствами – уже по принципам архивного дела, а не делопроизводства (т.е. главным доказательством подлинности документа становятся не его индивидуальные защитные признаки, а его взаимосвязь с другими документами архива). Электронные архивы должны обладать правом и обязанностью проводить миграцию электронных документов на основе предварительно утвержденного порядка миграции (допустив, когда это уместно, миграцию с электронных носителей на бумажные и/или микроплёнку). Задачей электронного архива является не сохранение электронного подлинника (по мнению многих специалистов, эта задача принципиально не решается), а сохранение заверенной электронной копии, с которой можно работать на текущем оборудовании и программном обеспечении. Заверенная архивом копия, миграция которой была проведена в соответствии с установленными правилами, в правовом отношении должна признаваться равносильной оригиналу. Законодательство должно признавать право архивов именно на основании этих копий выдавать архивные справки. Дать государственным архивам право, под их ответственность, оцифровывать и/или микрофильмировать менее ценные виды документов, сдаваемых в бумажном виде, и далее хранить в электронном виде, уничтожив бумажные оригиналы. • Чтобы не утонуть в «бумаге», объёмы которой продолжают нарастать, желательно проработать возможность введения законодательства, позволяющего организациям документы временного срока хранения хранить в бумаге только часть срока, а затем переводить их на альтернативные носители (электронные или микроплёнку). При условии соблюдения определенных правил (и, в частности, проведения контроля качества копий) – дать организациям право уничтожить бумажные оригиналы, и в течение оставшегося срока хранения сохранять только копии на альтернативных носителях. • В государственном секторе, в рамках программы электронного правительства, был бы полезен закон о сокращении бумажного документооборота, который бы предусматривал: определенное стимулирование перехода на электронный документооборот; предельно затруднял бы откат назад с электронного документооборота обратно на бумажный; предельно затруднял введение новых видов и форм документов в бумажном, а не в электронном виде. • Обязать Росархив организовать (с привлечением заинтересованных сторон) разработку необходимых нормативных и методических документов в области управления электронными документами – в первую очередь для государственных органов. Имеются в виду «методички» по интернет-порталам, веб-сайтам, интернет-приёмным, оперативному и долговременному хранению электронных документов и т.п.
Стоит отметить, что большой интерес у участников круглого стола вызвал доклад Елены Волчинской, ведущего советника аппарата Комитета по безопасности Государственной Думы, на тему «Проблемы законодательного обе |
|