Автор:
Николай Смолинский, тренер тренинговой группы
I-Commerce Training Group
Семинар, тренинг, открытая лекция, мастер-класс – подобные термины, связанные с обучений, мы встречаем довольно часто.
В некоторых таких мероприятиях мы принимаем участие потому, что нам это интересно или необходимо. В некоторых нам приходится принимать участие, потому что так надо – шефу, руководству, родным или кому – ни будь еще…
За обучение в каких-то из них мы платим деньги, куда-то приглашают бесплатно. Иногда мы довольны результатом, а иногда бывает спрашиваем сами себя – а что же мы здесь делали и что же здесь делали другие люди?
В самом деле, как разобраться в массе предложений, как адекватно оценить то, что нам предлагают, и что же мы вправе ожидать от участия в том или ином обучающем мероприятии?
Анализируя рынок предложений обучающих услуг, чаще всего мы сталкиваемся с терминами
"семинар" и
"тренинг". Что же в них общего, в чем различие, что больше подходит нам в той ли иной ситуации?
Давайте разбираться!Довольно часто в практике организации и проведения тренингов и семинаров приходится сталкиваться с проблемой корректного и точного понимания этих терминов.
Причины подобной ситуации лежат, скорее всего, в том, что понятие семинара, как процесса получения определенной информации, большинству из нас известно практически со школьной или институтской скамьи: собирается группа людей, которые, как правило, имеют определенную теоретическую подготовку относительно темы семинара, присутствует преподаватель, который, как правило, знает больше относительно рассматриваемой темы, и происходит обмен информацией между участниками семинара.
Часто, особенно в последнее время, под семинаром мы понимаем процесс получения информации от того же преподавателя/специалиста/ведущего/спикера относительно темы семинара с возможностью задать свои вопросы или же немного поделиться опытом и услышать от специалиста определенные советы или оценку наших действий.
Кроме того, происходит определенное общение “в кулуарах”, во время кофе-пауз, когда участники тренинга очень часто получают намного больше интересующей именно их информации, обмениваясь опытом, знаниями и просто мыслями, предположениями и предложениями между собой.
Не умаляя ценности и полезности получения знаний в форме проведения семинаров, давайте все-таки рассмотрим, какими преимуществами обладает тренинг как форма получения знаний.
Какой-то единой и четкой формулировки, а что же все-таки являет собой тренинг, предлагать здесь, наверное, не стоит, поскольку их немало, но все-таки можем говорить, что:
Тренинг – это интерактивная форма обучения взрослых (как правило), в процессе использования которой участники имеют возможность получить новые знания, обменятся имеющимися у них знаниями и, что немаловажно, опытом, и главное – приобрести
практические навыки использования полученных знаний.
Интерактивность не стоит понимать лишь как использование ноутбука, проектора и презентаций в процессе изложения материала – все перечисленное всего лишь вспомогательный инструмент выдачи информации, который воздействует на один из каналов восприятия информации человеком.
Под этим термином здесь нужно понимать использование методик, которые позволяют осуществить обмен информацией в режиме диалога, с эффективной обратной связью, обмен информацией внутри малых групп, между всеми участниками группы.
Дело в том, что просто получить какой-то объём информации мы можем и не прибегая к помощи ее озвучивания преподавателем/специалистом/ведущим/спикером – благо возможностей таких сейчас много, и Интернет – первый в этом помощник.
Поэтому сегодня на первый план в образовательном процессе выходит совсем другое – умение использовать полученные знания на практике, и не просто использовать, а суметь с помощью полученных навыков извлечь максимум пользы в повседневной жизни (очень часто - увеличить прибыль от бизнес-процессов, где эти навыки используются или оптимизировать процесс получения прибыли, что почти одно и то же…)
Каким же образом тренинг достигает именно такой цели – приобретения и закрепления новых навыков? Именно благодаря использованию интерактивных методик, которые предусматривают работу группы участников тренинга над решением конкретных задач под общим руководством тренера. И не просто работу, у которой есть определенный результат, а обязательно представление/презентацию этого результата, анализ сильных и слабых сторон полученного решения.
Именно в таком процессе каждый участник имеет возможность проверить имеющиеся у него знания, поделиться своим опытом и, конечно же, применить только что полученные знания на практике, получить результат и тут же сравнить его с желаемым результатом, результатами работы других групп, услышать мнение других людей и оценку тренера.
Несколько слов о
тренере. Наверное, нет смысла говорить о том, что он должен быть профессионален – это вроде бы и так понятно. Но на практике очень часто, к сожалению, именно из-за определенных проблем с тренером и не достигаются основные цели тренинга.
Что же значит – профессиональность /или компетентность тренера??Во-первых, и без сомнения, тренер должен быть профессионалом в области, к которой относится тема тренинга. Он должен иметь громадный практический опыт, а не только теоретический, что очень часто мы можем видеть на семинарах. Хотя именно на семинарах это и допустимо, поскольку цель все-таки немного другая…
Во-вторых, и этот фактор не менее важен, он должен быть профессиональным тренером. Умение донести свои знания до слушателя и сделать эти знания достоянием слушателя совсем не обязательно сочетаются в одном человеке, владеющим этими знаниями.
Наверное, Вы не раз сталкивались с ситуацией, когда опытный, знающий человек не в силах объяснить, почему нужно делать именно так или по-другому… Он просто не умеет этого объяснить, хотя он профессионал в какой-то практической области …
Именно второй фактор очень часто становится проблемой.
Пример: компания просит (или обязывает) начальника отдела, профессионала в своем деле, у которого все прекрасно получается и опыт огромный, провести семинар по тому или иному вопросу для сотрудников аналогичных отделов других подразделений или же новых сотрудников.
Семинар проводится, деньги использованы, люди потратили рабочее время, а результат…. Профи, в конце концов, предпочитает сделать все сам, нежели пытаться как-то обучить других.
Знакомая ситуация?Также немаловажным фактором являются критерии формирования тренинговой группы. Уровень подготовки участников, гендерная характеристика, возрастные параметры, мотивация участников тренинга и многое другое – все это влияет на конечный результат тренинга и на качество достижения целей тренинга.
Говоря в этой небольшой статье о различиях между семинаром и тренингом, стоит упомянуть о таких разновидностях тренинга, как
открытый тренинг и
корпоративный тренинг.
Открытый тренинг предусматривает обучение в нем людей, как правило, не знакомых между собой в отличие от
тренинга корпоративного, в котором участвуют в основном представители одной компании, большинство из которых, как правило, обычно уже знакомы.
Для семинара этот фактор практически не играет роли, поскольку люди, скорее всего, так до конца и не перезнакомятся, и потребности такой на семинаре нет.
Для тренинга же этот фактор очень важен, поскольку большинство методик предусматривает работу в группах, и межличностные отношения начинают играть значительную роль. Именно от того, какую атмосферу удастся создать в начале тренинга, как будет удаваться обходить конфликты, нивелировать возрастные, служебные, психологические различия между членами тренинговой группы (а они всегда есть, к сожалению), и будет в немалой мере зависеть общий результат тренинга…
Без сомнения, даже в этом небольшом материале затронуты многие, хотя далеко и не все вопросы, которые относятся к такой форме обучения, как тренинги и семинары. Практически каждый абзац заслуживает отдельной, и немалой статьи и, конечно же, дискуссии – надеюсь, будут и следующие статьи, и дискуссии ...
Подводя итог, все таки давайте примем для себя на будущее:
и
семинар, и
тренинг – это формы обучения, каждая из которых может эффективно использоваться.
При этом:
семинар более направлен на получение и обмен знаниями,
тренинг же, кроме достижения этих важных целей должен дать участникам
НОВЫЕ практические навыки или же хотя бы усовершенствовать уже имеющиеся…